ДОЗВОЛЕНО ЛИ БРАТЬ ПЛАТУ ЗА ОБУЧЕНИЕ ТАДЖВИДУ? 529

ДОЗВОЛЕНО ЛИ БРАТЬ ПЛАТУ ЗА ОБУЧЕНИЕ ТАДЖВИДУ?

16 ақпан 2021 191 Оқу 1 минут

Всевышний Аллах повелел: «Читай Коран размеренно» (Сура «Аль-Муззаммиль», 4-ый аят). Читать Коран размеренно - значит читать его в соответствии с правилами таджвида, правильно произносить буквы, разделять аяты.

Ангел Джабраил (мир ему) научил Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) читать Коран выразительно. Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил этому своих сподвижников.  Эта традиция продолжается и по сей день.

Хафизы написали книги о правилах чтения Корана.  Они назвали этот свод правил таджвидом. 

Слово «таджвид» означает делать что-то правильно и красиво.  Каждый мусульманин обязан читать Коран в соответствии с правилами таджвида и изучать его у чтецов Корана, знающих таджвид.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшие из вас те, кто изучает Коран и учит ему других» (Бухари, Абу Дауд, Тирмизи).  Ученые называют человека, который учит и обучает Корану, халифом Аллаха и Его Посланника.

В первые три века Ислама не существовало понятия платного обучения Корану.  Ученые Ханафитского мазхаба основывали это на словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Читайте Коран, но не делайте из него средство существования» (Ахмад).  В то время  мусульмане имели сильный энтузиазм. Они считали преподавание Корана формой поклонения и мусульманским долгом.

В другом хадисе Убайда ибн Самит (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я обучил некоторых людей из числа живших под навесом письму и Корану, и один из них подарил мне лук. Я сказал себе: «Это ведь не деньги, и я буду стрелять из него на пути Всемогущего и Великого Аллаха. Но всё же пойду к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и спрошу его об этом». Я пришёл к нему и сказал: «О Посланник Аллаха! Один из тех, кого я обучил письму и Корану, подарил мне лук. Это ведь не деньги, и я буду стрелять из него на пути Аллаха». На что он ответил: «Если хочешь надеть на себя ошейник из Огня, прими этот подарок!» (Абу Дауд, Ибн Маджах).

Не желательно взимать плату за такие  поклонения, как призыв к молитве, служение имамом и преподавание Корана.  Но на сегодня издается фетва о его дозволенности (Фатху бабиль-гиная, 3/56).  Это связано с тем, что в последнее время уменьшилось  количество учителей, преподающих Коран бесплатно.  Это может ослабить религиозную грамотность населения.  Поэтому в соответствии с фетвами более поздних ученых государство начало платить учителям, преподающим Коран и необходимые предметы, и считается правильным преподавать Коран за плату.  Об этом свидетельствует принцип фикха: «С изменением времен могут изменяться хукмы».

Хасан Аманкул,

Газета «Мунара», №11, 2020 г.