КАК НАМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ХАДИС «НЕТ ЗАРАЗНОЙ БОЛЕЗНИ»
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет заразной болезни, и перелет птиц не сулит плохое, но доброе предзнаменование радует меня». Сахабы спросили: «Что такое доброе предзнаменование?» Он ответил: «Благое слово» (Бухари, Муслим).
В период невежества (до Ислама) арабы говорили: «У болезни есть определенная сила и мощь. Считается, что с помощью этой силы болезнь передается от одного организма к другому». Сейчас научно доказано, что инфекционные заболевания могут передаваться другим.
Однако в этом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил, какое религиозное мнение должен иметь мусульманин по этому поводу. То есть, согласно нашей акыде (вероубеждению), болезнь больного человека не заражает здорового человека само по себе. Несмотря на заразность, она передается по воле, знанию, судьбе и решению Всемогущего Бога. Заразная болезнь может инфицировать здорового в результате контакта с больным. Однако мы, мусульмане, не говорим (на 100 %), что заразимся болезнью, мы считаем, что она может передаваться по Божьей воле. Ведь в жизни есть множество примеров, когда инфекционные заболевания не поражали здоровых людей.
До Ислама в арабском обществе былои широко распространены суеверия. Например, арабы делали предсказания по полету птиц. Когда сомневались в своих делах, то пускали в полет птицу: если полетит на право, считали, что у дела будет благой исход, а если налево – то плохой. Если птица летела прямо, то пускали ее заново. Ислам же искоренил такие суеверия.
Жизненный принцип Пророка (мир ему и благословение Аллаха) заключался не в том, чтобы постоянно думать о плохом, всего бояться и горевать, напротив, всегда думать позитивно, надеяться на светлое будущее. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда говорил доброе слово и ждал от завтрашнего дня только добра.
В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не приводите больного к здоровому» (Бухари). Речь шла о верблюдах. То есть, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил приводить больного верблюда к здоровому верблюду, и поить их. Ведь если заболеет здоровый верблюд, хозяин пожалеет о том, что «заразил его».
В этом контексте есть и другие хадисы. В одном из них говорится, что заразных болезней нет, в других же, что надо избегать инфекционных заболеваний. Здесь нам следует понять, что «болезнь не распространяется само по себе» – это вопрос вероубеждения, а «необходимость избегать инфекционных заболеваний» – это требование нашей религии. Ислам всегда принимает меры предосторожности против инфекционных заболеваний и призывает людей молиться Всемогущему Аллаху против вреда эпидемии. Данные об инфекционных заболеваниях известны давно. В то же время важно знать, что мусульманские врачи первыми научно доказали, что существуют «заразные болезни».
Средневековый ученый Абу Али ибн Сина (980-1037) утверждал в своих трудах, что некоторые болезни передаются от больного человека или животного и быстро распространяются, вызывая невидимые «миазмы».
Известный немецкий ученый Зигрид Хюнке писал в своей книге «Свет Божий озарил Европу»: «В 1348 году Ибн аль-Хатиб, андалузский (ныне Испания) государственный деятель, врач и визирь султана Гренады, написал научную статью о передаче и заразе болезни от больного человека. Он изобрел способы предотвращения распространения болезни и ее опасностей, а также ее последствий.
Таким образом, мусульмане оказали неоценимую услугу человечеству» (стр. 275-276). В рукописи казахского ученого Утейбойдака Тылеукабылулы (1397-1492) в VI веке «Шипагерлік баян» (Целебные записи) происхождения болезни объясняет проникновением червей (видимых и невидимых) в организм человека.
Хасан АМАНКУЛ
Газета «Мунара», №6, 2020 г.